Гибридный хэтчбэк Toyota Prius нового, четвёртого поколения, вышел на российский рынок год назад, спусти я почти три года после его мировой премьеры. Построенный на новой глобальной модульной платформе TNGA (Toyota New Global Architecture), гибрид получил улучшенную конструкцию - кузова, трансмиссии и других узлов благодаря новому подходу построения автомобиля из унифицированных компонентов и готовых технических решений, собранных на единой модульной платформе.
В результате новый Toyota Prius стал лучше предшественника сразу по нескольким показателям. Кузов его стал легче и в то же время прочнее, центр тяжести стал ниже, что улучшило устойчивость и управляемость модели, уменьшилась общая высота машины и высота капота, увеличился полезный объём багажника и салона, уменьшился клиренс и высота водительского сидения над дорогой. Коэффициент аэродинамического сопротивления, и без того небольшой, уменьшили до 0.24.
Силовая установка за четыре поколения стала намного технологичнее ее первой версии десятилетней давности. Заявленный расход топлива в 3 литра на 100 км при нормальной эксплуатации оказался больше на литр, но даже и такой показатель является практически рекордным. К тому же новая силовая установка стала мировым лидером среди серийных агрегатов в плане термодинамической эффективности с показателем 40%.
Внешность нового Toyota Prius и на этот раз не стала образком автомобильной моды, на который стоит равняться дизайнерам, зато она обеспечивает автомобилю минимальный уровень лобового сопротивления, обеспечивая дополнительную топливную экономичность и энергоэффективность. Но всё же дизайнеры постарались насколько это было возможным, улучшить внешность нового хэтчбэка, добавив ему футуристичности и авангарда. И в самом деле, автомобиль этот не останется незамеченным на дороге, выделяясь из общей массы однообразных машин в потоке.
Передняя часть хэтча получила неожиданно сложный облик с фарами оригинальной конструкции. В профиль автомобиль остался узнаваемым, хотя и приобрёл некую долю спортивности благодаря тому что стал ниже и шире. Особенно интересно он выглядит сзади - тут сыграли свою роль сразу несколько факторов. Это и более аэродинамичный кузов и стремление конструкторов увеличить объём багажника, и большие дизайнерские фонари Г-образной формы, прростирающиеся чуть ли не до самого нижнего края кузова - в общем, получилось вполне интересно и современно.
На отечественном рынке Toyota Prius доступен с тёмным и светлым салоном - первый выглядит более дорогим, второй - практичным.
Панель приборов как и ранее расположена по центру передней панели, на паре цветных 4.2-дюймовых экранов высокого разрешения с отличной графикой. Доступен и проекционный экран, на который выводится самая важная информация - о скорости автомобиля, текущем заряде батарей и режиме движения.
Климат-контроль и MMS-система здесь такие же что и на новой Toyota Corolla, отличаясь разве что наличием информации о работе гибридной силовой установки и навигатором. Клавиша управления гибридной установкой расположены рядом с рычагом КПП.
На российском рынке Toyota Prius четвёртого поколения представлен в единственной люксовой комплектации стоимостью от 2 112 000 рублей - но зато и укомплектован автомобиль по максимуму. В списке оснащения присутствуют светодиодные фары, фонари и противотуманки, кожаный салон, бесключевой доступ в салон и пуск двигателя, датчики давления в шинах, премиум-аудиосистема JBL с 10 динамиками, беспроводное зарядное устройство для гаджетов, навигатор, проекционный экран, камера заднего обзора. Однако в число доступных опций не вошли электрорегулировки сидений, подогрев руля, кресел и ветрового стекла, а также многие системы безопасности, вплоть до контроля слепых зон вокруг автомобиля. Очевидно это было сделано специально, чтобы не задирать и без того немалую стоимость гибрида. Желающие получить машину любого другого цвета, отличного от базового белого, придётся доплатить от 21 до 32 тысяч рублей.
Посадка в креслах, обзор, приборы, багажное отделение - всё здесь лучше чем у предшественника, за исключением разве что силовой установки, потерявшей в мощности и динамике, но улучшившей экономичность гибрида. Собственно, ничего плохого из этого не вышло - Toyota Prius всегда был больше ориентирован на экономичность и комфорт нежели на какие-то рекордные показатели скорости. Свою задачу он выполняет честно - везёт куда надо с минимальным расходом топлива, не забывая и об удобстве для водителя.
С эргономикой и управляемостью здесь всё в порядке. Рулевое управление ведёт себя едва ли не идеально, по управляемости же новый Prius можно сравнивать с "Короллой", кое в чём даже превосходя ее за счёт низкого центра тяжести и малого дорожного просвета. В результате гибрид уверенно, практически без кренов проходит повороты. Шумоизоляция кузова была улучшена, а при работе одного электродвигателя Toyota Prius становится практически бесшумным на ходу.
Расход топлива в реальных условиях по трассе у нового Toyota Prius выходит почти такой же, как и было заявлено производителем - 3.5 литра на 100 км., а при желании можно добиться и ещё меньших показателей. По городу, с пассажирами выходит 4-4.5 литра, а при спокойном движении без пассажиров можно добиться и трёх литров. К тому же мотор потребляет в меру дешёвый 92-й бензин, так что и здесь экономичность только выигрывает. В общем, здесь вполне реально можно достичь среднего расхода в 4 литра на 100 км, или ы более понятных единицах - проехать 1000 километров на одном баке бензина без дозаправки.
Конечно, покупать автомобиль за более чем два миллиона рублей только для того чтобы хвастаться рекордно низкими эксплуатационными расходами - не самое дешёвое развлечение. Но с учётом того, что за эти деньги предлагается полностью укомплектованный автомобиль множеством современных систем развлечений и комфорта, с кожаным салоном и практически премиальной отделкой - дело совсем другое. Собственно, на текущий момент среди покупателей Toyota сложился определённый контингент любителей "Приусов", которые внимательно следят за развитием своей любимой модели. Впрочем и без них Toyota Prius регулярно подтверждает своё высокое качество - так, по результатам испытаний EURO NCAP 2016 этот гибрид был признан наиболее безопасным семейным автомобилем, а по итогам рейтинга надёжности J. D. Power, новый Prius слал лидером в своём сегменте. И сдавать этих позиций похоже, не собирается.